::  На главную  ::  Статистика  ::  Правила сайта  ::  О сайте  :: 
  Поиск по сайту:    
 
Навигация
Главная    Новости    Концерты    Интервью    Истории групп    Прочее    Статьи    Заметки    Ссылки    Друзья сайта
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Ваша реклама

Счетчик

Рекламный блок
 
F.A.Q.: Грязные фальсификации лезгинской истории. 65
 

  • Цитата"Лезги мечеть. 1169 г.

    ты это можешь доказать?
    разве не Сыныкгала её название?

    Цитата(Блин @ Nov 6 2008, 04:36 PM) Цитата"Лезги мечеть. 1169 г.

    ты это можешь доказать?
    разве не Сыныкгала её название?

    Про Сыныггала впервые слышу.
    А так, ищу письменные источники.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАНИ ШИРВАНИ
    В средневековых источниках приводятся десятки имён поэ¬тов с куньей «Ширвани», то есть «Ширванский, родом из Шир-вана». Из какой этнолингвистической среды они вышли? Ответа на этот вопрос пока что нет. Но азербайджанские учёные всех поэтов с куньей «Ширвани» объявляют азербайджанцами, пред¬ставителями азербайджанской тюркоязычыой литературы. При этом они забывают, что Азербайджан, в том числе и Ширван всегда был и теперь остаётся многонациональным регионом. Поэтому среди ширванских поэтов могли быть и лезгины, и тюр¬ки, и армяне, и курды, и таты. И все они, родившиеся в Шир-ване, считали Ширван своей родиной.
    О Ширване существует богатая историческая литература. В ней приводятся известия древних и средневековых авторов. Мно¬гие из них свидетельствуют о том, что образование Ширвана, как самостоятельного государства относится к периоду арабских завоеваний на Кавказе. Название же Ширвана некоторые свя¬зывают с именем персидского царя Ануширвана.
    По нашему же мнению, название Ширвана происходит из языка его аборигенов. По свидетельствам античных и раннесред-невековых авторов на юго-западном побережье Каспийского мо¬ря обитало племя шар или шир. Этот этноним созвучен с име¬нем героя лезгинского народного эпоса Шарвили. Вместе с тем, местности с аналогичным названием (Ширван) зафиксированы в Средней Азии и в Северном Иране.
    Источники свидетельствуют и о том, что на территории Шир¬вана существовал ещё и город с таким же названием. На реке Гильгиль в Азерб. ССР обнаружено городище, называемое Шар-гях, то есть место Шар или место Шара. Здесь уместно напом¬нить, что академик А. Крымский в книге «Низами и его совре¬менники» пишет: * Неудобно, например, частенько называть шахство Ширван XII века термином «Азербайджан», это осо¬бенно неудобно в тех случаях, когда приходится оперировать политическими отношениями между Ширваном и враждебно настроенным к нему атабекским Азербайджаном».
    Несмотря на номинальное подчинение персидским царям, а позже арабским и турецким наместникам, Ширван всегда уп¬равлялся правителями местного происхождения. Ширван имел сильную армию и мощную экономическую базу. Ширван-шахи, подобно восточным властелинам, содержали большой аппарат управления, пышный персонал двора, к которому привлекались и творческие силы. В конце XI — начале XII веков во дворце ширван-шахов проживала целая плеяда блистательных поэтов. Ведущим среди них считался Абуль Ала Гянджеви. Его назы¬вали. «Царём поэтов» — Малик аш-Шуара.
    Одним из замечательных поэтов Ширвана был и Хакани. О его жизни и творчестве написано достаточно, однако некоторые «тёмные» места в его биографии, так же как и у Низами трак¬туются как попало. Именем Хакани часто манипулируют наци¬оналистически настроенные литературоведы, раз и навсегда объ¬явившие его азербайджанцем.
    Начнём с вопроса: где родился Хакани? Сейчас, утвердилось мнение, что он родился в Шемахе. А вот А. Бакиханов в своём труде «Гюлистани-Ирэ.ч» пишет, что поэт родился в селе Мехам, севернее Шемахи. Этого мнения придерживаются М. Тербият («Данишманди-Азерэайджан») и Ф. Кочарли «Литература азер¬байджанских тюрок».
    Востоковеды Крымский, Зельман, Ханыков предполагают, что Хакани родился в Гяндже, так же как и его покровитель Абуль Ала Гянджеви, переехавший из Гянджи сначала в Арме¬нию, а потом на 44 году жизни в Ширван.
    Е. Бертельс в книге «Низами» не указывает на конкретное место рождения поэта, но замечает, что родился он в Ширване.
    Большинство исследователей не забывают о стихах самого Хакани:
    Я сказал: являюсь учеником красноречивым, Родился в городе Ширване.
    Эти же стихи в другом месте переведены так:
    Я сказал: о красноречивый мудрец, Место, где я родился, область Ширван.
    Как видно, одни и те же стихи переводятся так как захочет тот или иной исследователь. А это ничто иное как научная фальсификация.
    Но если верить А. Бакиханову, писавшему, что поэт родил¬ся в селе Мелхам, то можно предположить, что происходил он из среды народов, проживающих к северу от Шемахи, то есть лезпгаоязычных. Не будем забывать и о том, что академик А. Крымский говорил о том, что Ширван XII века не мог иметь много тюркских поселений. Они только-только начинали прони¬кать на Кавказ.
    Ф. Кочарли пишет, что Хакани и один из его сверстников, тоже молодой поэт Фалаки, были посланы ширван-шахом на учёбу в Гянджу к Абуль Ала Гянджеви и там Хакани взял в жёны дочь последнего.
    Имя Хакани в различных источниках зафиксировано по-раз¬ному. Ибрахим ион Али ан-Наджар Хаким Хакани (Ф. Кочар¬ли), Хаким Султан Хасан ал--Аджам Афзаладдин Ибрахим ибн Наджибаддин Али Наджар Ширвани (М. Тербият), Абу Бедил Афзаладдин Ибрахим Хакайики Хасан ал-Аджам Ширвани (А. Сафарли, X. Юсифоз), Афзаладдин Бедил Хакани Ширвани (Е. Бертельс). Афзаладднн Али Хакани (А. Крымский), Афза¬ладдин Исрахим нон Алл Наджар Хасан ал-Аджам Хакани Ширвани.
    Настоящее имя поэта не могут назвать и современные иссле¬дователи литературы.
    В источниках, а также в трудах литературоведов нет указа¬ний на национальность поэта. Известно, что мать Хакани звали Рабиа. Из сочинений самого поэта происхождение его матери такое: она была христианкой, принявшей мусульманство. Была она госпожой, а стала рабыней. Сейчас доказано, что мать поэ¬та была айсоркой по национальности и работала кухаркой. Но вопросы всё нее остаются. Как она очутилась на рынке, где её продали в рабство? Кто её продал? Говорят, что ее купил плот¬ник Али, отец Хакани. Но Али был суфией и к тому же бедным. Будучи набожным мусульманином, он не мог жениться на ра¬быне-айсорке, христианке, сохранившей склонность к огнепоклонству.
    Говорят, что однажды между родителями Хакани возникла ссора и отец, бросив восьмилетнего сына, ушёл из дому.
    Исследователи биографин Хакани предполагают, что причи¬ной разрыва между супругами с одной стороны была бедность Али, а с другой — принадлежность его к суфийскому ордену. Обе причины, вероятно, не соответствуют действительности.
    Если Али был настолько беден, что из-за этого пришлось развестись с женой, то на какие деньги он купил её на неволь¬ничьем рынке. Принадлежность мужа к суфийскому ордену то¬же не является причиной развода. Во-первых, суфии редко же¬нятся, во-вторых, Али стал суфием после десяти лет совместной жизни с женой. Здесь возможно иное объяснение: а именно, ин¬тимная причина. Может быть так, что виновницей развода была сама жена, имевшая любовную связь до замужества. Это обсто¬ятельство обнаружилось, когда повзрослевший Хакани стал ин¬тересоваться происхождением своего отца. Именно на эту при¬чину указывает и академик А. Крымский. Острая полемика между Хакани и Абуль Ала Гянджеви по этому поводу приве¬дена в трудах последнего.

    Забит Ризванов, поэт, прозаик.


     
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Другие новости по теме:
    Панель управления
    Наш опрос


    Что Вы хотите видеть не сайте больше всего?

    Новости
    Статьи
    Интервью
    Быографии групп
    Музыку в mp3
    Видео


    Архив статей
    Февраль 2013 (1)
    Декабрь 2012 (1)
    Сентябрь 2012 (1)
    Август 2012 (3)
    Июль 2012 (1)
    Декабрь 2011 (2)
    Друзья Сайта