::  На главную  ::  Статистика  ::  Правила сайта  ::  О сайте  :: 
  Поиск по сайту:    
 
Навигация
Главная    Новости    Концерты    Интервью    Истории групп    Прочее    Статьи    Заметки    Ссылки    Друзья сайта
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ваша реклама

Счетчик

Рекламный блок
 
Общение: Сикхизм 7
 

  • Гуру Хар Гобинд имел пять сыновей и одну дочь. У его старшего сына Баба Гурдитты было двое сыновей — Дхир Мал и Хар Рай. Дхир Мал оказался нелояльным и непокорным. Он пользовался некоторым влиянием при дворе императора Аурангзеба и поддерживал связи с врагами Гуру. Когда Гуру Хар Гобинд пере-ехал в Киратпур, Дхир Мал со своей матерью остался в Картарпуре и вступил во владение имуществом Гуру, а также бесценным ори-гинальным текстом Ади Грантх. Он считал, что пока этот текст находится в его владении, сикхи будут смотреть на него как на сво-его религиозного лидера, и потому, как мы уже говорили в преды-дущей главе, Дхир Мал отклонил полученное от Гуру приглашение прибыть в Киратпур по поводу смерти его отца. Незадолго до того, как Гуру Хар Гобинд вознесся в свою небесную обитель третьего марта 1644 года, он провозгласил своим преемником Хар Рая, младшего брата Дхир Мала.
    Однажды в детстве Хар Рай, гуляя в саду, зацепил краем своей широкой ниспадающей одежды несколько цветков, и их лепе-стки рассыпались по земле. Это зрелище ранило его чувствительное сердце и вызвало слезы на его глазах. После этого случая он всегда гулял подобрав подол и решил никогда не причинять вреда никому и ничему в мире. Став взрослым, Хар Рай сохранил этот душевный настрой. Он часто приводил цитату Баба Фарида:

    “Все человеческие сердца драгоценны; разбивать их негоже;
    Если ты стремишься к Возлюбленному, не разбивай сердец.”

    Гуру Хар Рай был необычайно великодушным. Его пища была очень проста — он не любил изысканных блюд. Какие бы ценные приношения он ни получал, он все тратил на своих гостей. Следуя совету своего деда, Гуру Хар Гобинда, он содержал два-дцать две сотни вооруженных воинов. После обеда он обыкновенно отправлялся на охоту. Несколько зверей, пойманных на охоте, Гуру оставил жить на воле под охраной в зоологическом саду, который он устроил для развлечения своих последователей. По вечерам Гуру обычно собирал свой двор, слушал гимны, которые исполнял хор, и давал религиозные поучения.
    У императора Шах Джахана было четверо сыновей — Дара Шикох, Шуджа Мухаммад, Аурангзеб и Мурад Бакхш. Дара Ши-кох, официальный наследник престола, был очень дорог своему отцу. Аурангзеб, очень умный, коварный и амбициозный, поставил своей целью унаследовать трон. Рассказывают, что он приказал подбросить усы тигра в изысканное кушанье, предназначенное для Дара Шикоха, и тот в результате был поражен опасной болезнью. Его лечили лучшие врачи, но безуспешно. Император в отчаянии послал за астрологами и жрецами всех стран, но напрасно. Мудре-цы пришли к заключению, что пока усы тигра не будут извлечены из внутренностей Дара Шикоха, нет никакой надежды на выздоров-ление. Они придерживались мнения, что больной поправится, если дать ему 14 читанков (14/16 фунта) миробалана* и одну маша** гвоздики. Император приказал искать эти специи по всей империи, но поиски были напрасны. Наконец кто-то сказал ему, что требуе-мые вещества можно достать в кладовых Гуру. По совету своих придворных император счел нужным смириться перед Гуру и по-слал ему следующее письмо:

    “Твой предшественник, святой Баба Нанак, даровал престол им-ператору Бабуру, основателю моей династии; Гуру Ангад был очень расположен к его сыну, императору Хумаюну; и Гуру Амар Дас устранил много трудностей на пути моего деда Акба-ра. Я сожалею, что между Гуру Хар Гобиндом и мною не под-держивались такие же дружественные отношения, и что чужое вмешательство стало причиной недоразумений. Моей вины в этом нет. Теперь мой сын Дара Шикох очень болен. Его выздо-ровление в твоих руках. Если ты дашь нам миробалана и гвозди-ки, которые есть в твоих амбарах, и вдобавок присоединишь к ним свои молитвы, ты окажешь мне незабываемую услугу.”

    Один из вельмож отвез письмо Гуру в Киратпур. Гуру заме-тил: “Смотрите-ка, человек одной рукой ломает цветы, а другой рукой дарит их, но обе его руки одинаково пахнут цветами. Хотя топор срубает сандаловое дерево, все же от него исходит благоуха-ние сандала. Так и Гуру должен платить добром за причиненное зло.” Гуру прислал требуемые лекарства, и их дали Дара Шикоху. Лекарства принесли быстрое и полное излечение. Император, есте-ственно, был очень доволен. Он оставил всякую враждебность по отношению к Гуру и поклялся, что никогда больше не причинит ему неприятностей.
    Однажды во время прогулки верхом Гуру остановился, по-стучался в дверь одной бедной женщины и сказал: “Добрая госпо-жа, я очень голоден, дайте мне хлеба, который вы испекли.” Жен-щина, трепеща от счастья, вынесла немного ржаного хлеба, кото-рый Гуру с большим наслаждением съел, сидя верхом и не омыв рук. Затем он благословил женщину и разрезал путы ее перерожде-ний. На следующий день сикхи, внимательно соблюдая чистоту, приготовили изысканные блюда и в такое же время суток предло-жили их Гуру. Гуру рассмеялся и сказал: “О сикхи, я ел пищу из рук той женщины, потому что она святая. А эта еда, которую вы приготовили, соблюдая древний ритуал, не угодна мне.” Сикхи попросили: “О истинный царь, вчера ты, сидя верхом, ел хлеб из рук старой женщины, которую ты не знал. Там не было освященно-го пространства и в любом случае эта пища была нечистая. Сегодня мы сами приготовили для тебя еду; в нее не проникла никакая не-чистота, но ты ее отверг. Будь добр, объясни причину.” Гуру отве-тил: “Та женщина с великой преданностью и верой приготовила для меня пищу из заработанного ею в поте лица. Поэтому пища была очень чиста, и я ее отведал. Гуру испытывает голод по любви, а не по изысканным блюдам. Любовь к Богу не признает никаких пра-вил. Не то, что человек ест, радует Бога; Ему угодна наша предан-ность.”
    МИССИОНЕРСКИЕ ПОЕЗДКИ ГУРУ

    Гуру Арджан практически завершил организацию своих последователей в мирные ряды, а при Гуру Хар Гобинде сикхское движение стало включать и армию. Исходя из того, что в книге Ади Грантх подчеркивается важность бесплатной столовой, религи-озных организаций и распространения веры, Гуру Хар Рай пред-принял продолжительные поездки в районы Панджаба: Малва и Доаба. Эти местности давали широкие возможности для распро-странения веры сикхов. Гуру Хар Рай совершил несколько приме-чательных обращений в сикхизм выходцев из семей панджабских землевладельцев, которые в то время считались естественными ли-дерами народа.
    Во время одной из поездок Гуру он сделал остановку в Му-кандпуре (нынешний округ Джаландхара). Там он посадил в землю росток бамбука в память о своем визите, и этот росток все еще жив, превратившись в стройное дерево. Из Мукандпура он поехал в Малву и побывал у водоема близ Натханы, где сражался Гуру Хар Гобинд. Два брата из рода Махрадж, Кала и Карм Чанд, пришли к нему с жалобой, что люди племени Каура не позволили им жить среди них. Гуру попытался уладить дело миром, но, когда племя Каура отказалось его слушать, он помог братьям Махрадж силой завладеть участком земли и поселиться на ней. На некоторое время он остался в Натхане, проповедуя людям, а Кала и его друзья часто прислуживали ему. У Гуру появилось много учеников. Его слуша-тели отвергли поклонение местам захоронений и кремаций, и стали поклоняться только Единому Богу. Однажды Кала и два его пле-мянника, Сандали и Пхул, отец которых был убит в сражении во времена Гуру Хар Гобинда, пришли навестить Гуру. Когда дети вошли к Гуру, Пхул, которому было пять лет, постучал руками по своему голому животу, как по барабану. Кала, когда его спросили о причине этого, объяснил, что ребенок голоден и просит поесть. Гуру преисполнился сочувствия и сказал: “Он будет велик, знаменит и богат. Кони его потомков будут пить воду из самой реки Джамна; его род будет властвовать в течение многих поколений и будет про-славлен в той же мере, в какой он служит Гуру.” Когда Кала при-шел домой и его жена услыхала о предсказании Гуру, она стала оказывать на него давление с тем, чтобы он повел к Гуру и их соб-ственных сыновей, научив их хлопать себя по животу в знак голода. Вскоре Кала предстал перед Гуру со своими сыновьями и рассказал ему, что сделал это, повинуясь воле своей жены. Гуру сказал: “Ро-дители этих детей живы, но все же они будут сами возделывать свою землю, питаться плодами своего труда, не будут никому пла-тить дань и ни от кого зависеть.” Пророчество исполнилось: потом-ки этих детей владели двадцатью двумя деревнями (их землевладе-ние называлось Бахиа). У Пхула было шестеро сыновей. Потомки старшего из них, Тилок Сингха, стали раджами Набхи и Джинда. Потомок второго сына Пхула, Рам Сингха, стал махараджей Патиа-лы. Эти трое потомков Пхула известны как Пхул ке Радже, или кня-зья — Пхулы. После того, как в 1947 году Индия обрела независи-мость, указанные княжества, наряду с сотнями других княжеств, подпали под власть правительства Индии.
    Гуру, убедившись в том, что система масандов изжила себя, создал миссионерские центры — бакхшиши. Таких центров было шесть. Руководили ими Сутхрашах, Сахиба, Сангата, Михан Са-хиб, Бхагат Бхагван, Бхагат Мал и Джит Мал. Бхагат Бхагван был назначен руководителем миссионерской деятельности на востоке, где он вместе со своими последователями создал 360 гадди (цен-тров) для продолжения этой работы. Семьи Каитхалов и Багрианов были назначены ответственными за миссионерскую деятельность в междуречье Джамны и Сатледжа. Бхаи Пхеру отвечал за междуре-чье Биаса и Рави. Еще один центр был учрежден в центральных районах Панджаба. В Кашмире миссионерскую работу вели такие известные священнослужители периода Гуру Хар Рая, как Бхаи Ару, Сева Дас, Наик Дас, Дурга Чанд и Сутхра Шах.

    ГУРУ, ЕГО СЫН РАМ РАЙ И ИМПЕРАТОР МОГОЛОВ

    Император Шах Джахан держал своего старшего сына Дара Шикоха при себе. Своего второго сына, Шуджах Мохаммада, он сделал правителем Бенгалии. Третий сын, Аурангзеб, был назначен правителем Дакхана, а Мурад Бакхш получил провинцию Гуджрат. Их властолюбие не было удовлетворено; каждый из них страстно желал стать императором, и для этого они копили богатства и на-ращивали войска в подвластных им регионах. Когда же Шах Джа-хан заболел и не было никаких видимых признаков близкого вы-здоровления, разразилась война за престолонаследие. Дара Шикох направил Раджа Джаи Сингха против Шуджан Мохаммада и по-слал раджу Джасвант Сингха из Джодхпура в Дакхан. Джаи Сингх нанес поражение Шуджан Мохаммаду, но объединенные войска Аурангзеба и Мурада заставили Джасвант Сингха отступить. После этого Аурангзеб подготовился к контрнаступлению и попытался завладеть престолом империи. Дара прибыл с великой пышностью, чтобы продемонстрировать свое противостояние Аурангзебу, и стал лагерем у Самугарха — на берегу реки Чамбал. Вскоре появился Аурангзеб во главе своего войска, объединенного с армией Мурада, и начался ожесточенный бой. Аурангзебу удалось захватить в плен несколько приближенных Дара. Сам Дара бежал с поля боя. Ау-рангзеб вошел в Агру, заключил в тюрьму своего отца и своего бра-та Мурада, а затем направился в Дели. Дара скрылся в направлении Лахора.
    Священнослужителем Дара Шикоха был известный ислам-ский святой Миан Мир; от него Дара услышал гимны Гуру. Жизнь Дара Шикоха была спасена благодаря лекарству, полученному от Гуру. В силу этих обстоятельств Дара испытывал к Гуру великое почтение. С тех пор, как Дара стал правителем Панджаба, между Гуру и императором установились хорошие отношения. Шах Джа-хан издал указ, направленный против индуистских храмов, тогда как храмы сикхов не подпали под действие этого указа.
    Случилось так, что Гуру был в Гоиндвале, когда Дара Ши-кох направлялся в Лахор. Они встретились. Многие авторы приво-дят свои собственные соображения по поводу помощи, которую Гуру якобы оказал Дара Шикоху. Но какого рода помощи просил Дара у Гуру, какую помощь Гуру ему оказал? Вот в чем вопрос. Дара Шикох владел всей императорской казной, имел генералов и многотысячную армию. За дни, проведенные в Лахоре, ему удалось записать в свою армию двадцать тысяч человек. У него было все, не было только храбрости в сердце, необходимой, чтобы сражаться на поле боя. Он бежал и в конце концов был взят в плен преследо-вавшим его патханом, привезен в Дели и казнен.
    Упрочив свое положение на троне в Дели, Аурангзеб начал религиозный поход против индуистов. После случая с Дара Шико-хом враги Гуру получили возможность внушить Аурангзебу, что Гуру оказывал Дара Шикоху помощь в борьбе против него. Ауран-гзеб вызвал Гуру к себе в Дели. Гуру поклялся, что не явится к им-ператору. Вместо этого он послал в Дели своего старшего сына Рам Рая, наказав ему во всем положиться на божественную силу, при-сущую всем Гуру, ни в коем случае не отступать от принципов сво-ей религии и во всех своих речах и действиях постоянно помнить о Боге; тогда все пройдет успешно.
    Когда императору сообщили, что Гуру не сам приехал, но прислал своего сына, он решил, что, если ему не удастся достигнуть своей цели — испытать Гуру в лице его сына, он пошлет за самим Гуру. Рассказывают, что Рам Рай продемонстрировал семьдесят чудес. Император послал ему отравленное одеяние. Рам Рай надел его, но оно ему не причинило вреда. Во время одной из встреч кусок ткани был расстелен прямо над глубоким колодцем; когда Рам Раю предложили сесть, он должен был бы сразу упасть в колодец. Ткань не прорвалась, и Рам Рай был чудесным образом спасен. Императо-ру, находившемуся в Дели, была показана Мекка. После того, как Рам Рай продемонстрировал семьдесят подобных чудес, Аурангзеб уже почти убедился в его могуществе и стал относиться к нему дружелюбно. Наконец, настал момент последнего испытания. Кази спросили Рам Рая: “Рам Рай, ваш Гуру Нанак письменно высказы-вался против религии мусульман. В одном месте он говорит:

    “Митти Мусалман ки пеиреи паее кумиар;
    Гхар бхандеи итан киа, джалди кареи пукар.”
    (Аса Мохалла 1, с-466)

    В переводе:

    “Прах мусульман попадает в сырье гончара;
    Из них лепят горшки и кирпич; они кричат,
    когда их обжигают.”
    Что это означает?”

    Рам Рай уже настолько завоевал уважение Аурангзеба, что, возможно, не захотел разочаровывать его и забыл прощальные на-ставления своего отца — не отступать от принципов своей религии. Чтобы доставить удовольствие императору, Рам Рай ответил: “Ваше Величество! Гуру Нанак писал “митти бейман ки”, то есть это прах неверующих, а не мусульман, попадает в гончарную глину. Невежественные люди внесли исправление в текст и опозорили религии Вашего Величества и мою. Лица неверующих, а не му-сульман, почернеют в обоих мирах.” Все мусульманские священно-служители были обрадованы таким ответом. Затем император выка-зал Рам Раю знаки своего расположения и распустил собрание.
    Делийские сикхи немедленно послали гонца в Киратпур и сообщили Гуру о почете и уважении, с какими Рам Рая приняли в Дели, описав показанные им чудеса. Далее гонец поведал Гуру о том, как Рам Рай внес изменения в строку Гуру Нанака, чтобы дос-тавить удовольствие императору. Гуру был очень расстроен и ос-корблен и заметил, что никто из смертных не может изменять слов Гуру Нанака; и что “уста, дерзнувшие это сделать, не должны больше никогда попадаться ему на глаза.” Гуру решил, что Рам Рай не подходит для того, чтобы стать его преемником. Он сказал: “На-следование трона Гуру подобно молоку тигрицы, которое можно налить только в золотую чашу. Его достоин лишь тот, кто готов посвятить ему свою жизнь.”
    Прожив некоторое время в Дели, Рам Рай решил поехать в Киратпур и попытаться убедить отца отменить относящееся к нему решение. Он разбил лагерь возле Киратпура и написал своему отцу, прося позволения посетить его. Он утверждал, что уже и так по-страдал за свои грехи, и просил прощения. Гуру ответил: “Рам Рай, ты ослушался моего приказа и согрешил. Как можешь ты надеяться стать святым? Иди куда хочешь. Я больше никогда не увижу тебя снова из-за твоей неверности.”
    Чувствуя приближение конца, Гуру думал о преемнике и созвал собрание сикхов. Он посадил на трон Гуру Нанака своего младшего сына Хар Кишена, которому было всего пять лет. Он по-ложил перед ним кокосовый орех и пять пайсов, трижды обошел вокруг него и начертал тилак на его лбу. Все собравшиеся встали и принесли обет повиновения юному Гуру. Гуру Хар Рай призвал всех сикхов относиться к Хар Кишену как к его образу и подобию, верить в него, и подчеркнул, что тогда они достигнут спасения.
    Гуру Хар Рай закрыл глаза и вознесся в свою небесную оби-тель 6 октября 1661 года.


     
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Другие новости по теме:
    Панель управления
    Наш опрос


    Что Вы хотите видеть не сайте больше всего?

    Новости
    Статьи
    Интервью
    Быографии групп
    Музыку в mp3
    Видео


    Архив статей
    Февраль 2013 (1)
    Декабрь 2012 (1)
    Сентябрь 2012 (1)
    Август 2012 (3)
    Июль 2012 (1)
    Декабрь 2011 (2)
    Друзья Сайта