::  На главную  ::  Статистика  ::  Правила сайта  ::  О сайте  :: 
  Поиск по сайту:    
 
Навигация
Главная    Новости    Концерты    Интервью    Истории групп    Прочее    Статьи    Заметки    Ссылки    Друзья сайта
Календарь
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Ваша реклама

Счетчик

Рекламный блок
 
Публикации: Из жизни не армян Армении 6
 

  • Как евреи попали в Армению

    В первом веке д.н.э. армянский царь Тигран Великий (95-55 д.н.э.) отправился штурмовать палестинский город Птолемаиду, чтоб отомстить Клеопатре за преступление ее сына Диониса против своего отца Арташеса Первого. В город царь Тигран, однако, так и не вошел, а вернувшись в Армению, захватил с собой пленных иудеев. Он поселил их в Армавире и в селении на реке Касах.
    Этот отрывок из «Истории Армении в трех частях» Мовсеса Хоренаци - первое упоминание о евреях в Армении. Второе массовое прибытие евреев, по утверждению средневекового армянского историка, произошло, когда из двух претедентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана – армяне решили поддержать первого. Антигон победил, а иудеев, плененных во время кампании, Тигран приказал поселить в городе Шамирам (Ван).
    По некоторым источникам, их было около 300 000. Впоследствии, эти территории были выкуплены купеческим родом Шимона Пократа, и стали местом бурного развития еврейской общины. До сих пор иногда можно услышать мнение, что выходцы из Вана – потомки тех евреев. Мнение, впрочем ни на чем не обоснованное.
    Тот же Хоренаци рассказывает, что при мифическом царе Грачия в Армении жил иудейский купец по имени Шмбат. Хоренаци утверждает, что от Шмбата происходит род Багратуни.
    Это - отрывочные сведения о самых первых евреях, появившихся на армянской земле. Однако никакие старинные еврейские поселения не сохранились до наших времен. Хотя недавно в селе Ехегис в марзе Вайоц Дзор было обнаружено еврейское кладбище, а также мельница и утварь 11-13 веков. Ученые из Иерусалимского университета изучают находки: пока неивестно, каким образом евреи появились в этих краях, были ли они потомками иудеев, которых привел в Армению Тигран Великий или появились позже.
    С 1840 года в Эриванской губернии существовали две еврейские общины: выходцы из Европы (в основном, Польши) – ашкенази и из Персии – сефарды. Известно, что сефарды имели синагогу «Шейх Мордехай», которая простояла до 1924 года.
    В начале 30-ых годов этих евреев осталось всего несколько десятков.
    Подавляющее большинство проживающих сейчас в Армении евреев – ашкенази. В основном, это люди, приехавшие в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы приехали в середине 30-х годов, после чего, в годы Второй Мировой войны, в Армению эвакуировались евреи.
    Последующий массовый приезд евреев в Армению был в начале семидесятых годов, когда антисемитизм стал негласной политикой советского союза. Гонения против евреев проводились не в виде репрессии, а более «гуманными» методами: евреев не принимали на работу, для них были закрыты некоторые учебные заведения. Это приводило к тому, что многие пытались уехать на свою историческую родину, им не разрешали, а подав документы в ОВИР, они становились «отказниками».
    Вот многие из этих опальных и поддались в Армению. Почему в Армению? Да потому, утверждают члены еврейской общины в Армении, что к евреям тут относились хорошо и проблема антисемитизма не существовала.
    Во время «перестройки» большая часть этих людей - «семидесятников», как их называли, уехала в Израиль.
    Следующий массовый отток евреев и их армянских членов семьей был в 1992-93 годы, когда Армения вследствие Карабахского конфликта находилась в блокаде. Главный раввин евреев, живущих в Армении рассказывает, что большинство людей, уехавших тогда, в ординарных условиях и не подумало бы о выезде; они были обеспечены, среди них было большое количество врачей, инженеров, предпринимателей, людей, занятых в сфере компьютерных технологий.
    Еврейская Община

    Среди приезжих «отказников» были активные семьи, особенно, молодые, которые устраивали сборы соотечественников в своих домах. Затем несколько активистов в конце 80-ых создали общество армяно-еврейской дружбы «Арев» , чьей целью было собрать вокруг себя армяно-еврейскую интеллигенцию . Оно было «присказкой» к созданию еврейской общины, которая официально зарегистрировалась в 1991 году, под сопредседательством Герша Бурштейна и Игоря Улановского. В том же году была открыта первая в Армении национальная воскресная школа «Тора Ор».
    Так как общественным организациям в Армении запрещается заниматься религиозной деятельностью, через год была зарегистрирована Еврейская религиозная община, председателем которой стал Герш Бурштейн.
    Число евреев, живущих в Армении, колеблется между 800-900 человек. Евреи в основном сконцентрированы в Ереване, Ванадзоре, до землетрясения в Гюмри. В Севане есть община иудеев, русских по национальности. Их осталось совсем немного, в основном это пожилые люди.
    Еврейская община действует на пожертвования американских спонсоров и частных лиц.
    Организация «Джойнт» посредством Еврейской религиозной общины организует культурные программы, продовольственную и медицинскую помощь пожилым. «Сохнут» занимается делами желающих репатриироваться в Израиль.
    Живущее сегодня в Армении еврейство на 99% состоит в смешанных браках: в основном жены еврейки, мужья армяне.
    Председатель Общественной организации еврейской общины Армении Римма Варжапетянприехала в 70-ом году с Украины, где вышла замуж за армянина.
    Член общины Валерия Карлинская – Флджян из семьи польских евреев, переехавших в Грузию еще до револлюции. Ее дедушка основал в Тбилиси две фабрики: одна производила халву, другая – растительное масло. После револлюции их большой дом и фабрики национализировали. Хотя надпись «Карлинский» на фасаде двухэтажного дома сохранилась и поныне. Валерия вспоминает свой дом в Тбилиси, где рядом жили представители несколькох национальностей и ни о какой вражде между ними и слова не могло быть. После окончания института специалист французского языка Валерия Карлинская вышла замуж за армянина Дональда Флджяна и переехала в Ереван.
    Хотя у евреев и армян много общего, но многие традиции - прямо противоположные. Например, у армян национальность определяется по отцу, а у евреев – по матери. Интересно, как разбираются с национальной принадлежностью в еврейско-армянской семье?
    - У нас в семьях в этом смысле полный лад, - смеется член общины Аделина Лившиц, которая приехала в Армению с Одессы и замужем за армянина.- Мы считаем наших детей евреями, наши мужья считают их армянами.
    - А вообще, если серьезно, - говорит она, - пусть наши дети достигнут 18-летия и сами определятся. Вот моя дочка живет в Израиле, и чем дольше она живет там, тем больше чувствует себя армянкой.

    Асмик Оганесян


     
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Другие новости по теме:
    Панель управления
    Наш опрос


    Что Вы хотите видеть не сайте больше всего?

    Новости
    Статьи
    Интервью
    Быографии групп
    Музыку в mp3
    Видео


    Архив статей
    Февраль 2013 (1)
    Декабрь 2012 (1)
    Сентябрь 2012 (1)
    Август 2012 (3)
    Июль 2012 (1)
    Декабрь 2011 (2)
    Друзья Сайта